Исследовательский проект, посвященный девелопменту завтрашнего дня
SOCIAL PUBLIC TALK
СОБЫТИЕ
Бизнес и благотворительность:
на основе взаимной эффективности

Автор:Александр Щевчук
Фото: Дмитрий Донской
Оказание благотворительной помощи в России имеет давние традиции. Пройдя значительный путь своего становления и развития, в последнее время она весьма расширила социальную базу тех слоев населения, что в ней нуждаются, а именно – инвалиды, страдающие редкими заболеваниями, многие пожилые люди, сироты, бездомные, беженцы, вынужденные переселенцы и т.д. Масштаб и острота проблемы благотворительного движения в стране и определяют её нынешнюю деятельность.

SOCIAL PUBLIC TALK

К мерам социальной поддержки со стороны государства активно подключаются бизнес-структуры, частные компании, состоятельные граждане. Тем самым, с одной стороны, пополняя необходимый ресурс благотворительной деятельности, с другой - дополнительно формируя условия и возможности дальнейшего вовлечения широкого круга.

Актуальность рассмотрения важных аспектов в этой сфере подтвердило мероприятие в формате SOCIAL PUBLIC TALK, которое состоялось в «Точке кипения» (ул. Новый Арбат, 36).

Организаторы - экспертное сообщество Development 2.0 при поддержке Агентства Стратегических Инициатив, в котором главой попечительского совета является Президент Российской Федерации Путин Владимир Владимирович, определили главные темы:

«Повседневная благотворительность. Эффективные формы партнёрства благотворительности и бизнеса».

Путин

Владимир Владимирович

Президент Российской Федерации.
Глава попечительского совета АСИ.
1
Тон обсуждению задал модератор дискуссии Илья Зибарев, который многие годы организовывал благотворительные направления в банках «Дельта-Кредит», «Альфа-банк», «Хоум Кредит», Городской ипотечный банк, СКБ Банк и других, инициировал и разрабатывал масштабные системные социальные программы, консультировал 10 фондов, ведущие банковские структуры, крупные компании, занимающиеся этой деятельностью на постоянной основе. Приглашённым спикерам было предложено на рассмотрение два основных вектора: Как и почему бизнес вовлечён в благотворительность? Как при этом она может быть эффективной?

Илья Зибарев

Банкир, инвестор и благотворитель.

2
Группа «Самолет» входит в число ведущих девелоперских компаний страны. Однако помимо производственных показателей, таких, как впечатляющие объёмы вводимого в эксплуатацию жилья, новаторский подход в организации инвестиционно-строительного процесса, она известна своей благотворительной деятельностью. Например, добровольные пожертвования в проверенные фонды исчисляются сотнями миллионов рублей. Директор по устойчивому развитию группы «Самолет» Кира Смирнова раскрыла подробности четырёх основных направлений.

Во-первых, это благотворительность на основе профессиональных навыков сотрудников компании - работа с фондом «Добрый дом» по модернизации социальной гостиницы для приехавших из других регионов в Москву на лечение детей и их сопровождающих (сотрудники компании бесплатно участвуют в проектировании, авторском надзоре, вовлекают поставщиков и подрядчиков в поддержку).

Во-вторых, программа наставничества «Старшие Братья Старшие Сестры» - проекты по социальной интеграции детей-сирот (поддержка ребят, которые готовятся к получению собственных квартир и самостоятельной жизни).

В-третьих, профилактика травли и буллинга – вместе с фондом «Журавлик» поддержка проекта «Травли NET» (программы по предотвращению буллинга и созданию безопасной среды для детей в семье и за её пределами, а также поддержка детям, столкнувшимся с травлей). Наконец, это помощь животным - сотрудничество с Ассоциацией «Благополучие животных», помощь проекту «Среда обитания» по созданию комфортной и безопасной жизни для животных в городской среде.


Кира Смирнова

Директор по устойчивому

развитию ГК "Самолет"

3
Интерес у участников мероприятия вызвало выступление руководителя программы «Открыто для всех» Агентства Стратегических Инициатив (АСИ) Киры Захаровой на тему «Зачем становиться инклюзивной организацией и что такое национальный инклюзивный договор?». В совместные социальные проекты АСИ уже вовлекло более 170 госкомпаний и представителей крупного бизнеса. Спикер привела некоторые примеры эффективных деловых практик и степени мотивации девелоперских и банковских структур заниматься благотворительностью, а, на ремарку ведущего надо ли исповедовать при этом «тихую деятельность», уверенно заявила, что публичность здесь играет важную роль: делает благотворительность прозрачной, адресной, в большой степени становится стимулом для других, кто пока не включился в её орбиту, сомневается в возможностях и перспективах. Вся деятельность АСИ направлена на реализацию потенциала неравнодушных людей, которые готовы менять жизненную среду к лучшему. Сотни успешных лидерских проектов в социальной сфере тому подтверждение. В частности, инклюзивный проект «Открыто для всех» направлен на создание доступной среды, товаров и услуг в негосударственном секторе для людей с инвалидностью. Цели программы – формирование культуры инклюзивного общества и увеличение числа инклюзивных организаций, обеспечивающих доступ для людей с инвалидностью, а таких в нашей стране более 25 млн (17% населения), к возможностям для учёбы и работы, товарам и услугам, объектам медицинской и социальной инфраструктуры.

В рамках реализации проекта бизнес подписывает Национальный инклюзивный договор (НИД) — новый тип общественного договора, в рамках которого компании вносят вклад в формирование сообщества равных возможностей. НИД уже подписали ОАО «РЖД», ПАО «Магнит», ПАО «МТС», АО «ПФК ЦСКА» ООО «Агроторг» (бренд «Пятёрочка») и более полусотни других структур. Да, требуются огромные инвестиции, но они в той или иной форме возвращаются сполна, уверены эксперты.


Кира Захарова

Руководитель программы «Открыто для всех» Агентства Стратегических Инициатив

4
Директор «Фабрики позитивных изменений» Владимир Вайнер поддержал предыдущего выступающего - пока текущая благотворительность не станет нормой, она не может быть «тихой». Все шаги, что предпринимают вовлечённые в эту деятельность, делаются ими осознанно, вполне логично и говорить об эффективности благотворительности открыто. Свой же месседж он обозначил следующими словами: «Один из ключей к будущему - профилактика стигматизации каждого человека и социальной группы, то есть масштабный инклюзивный подход к жизни». Он руководит управляющей компанией девелоперских проектов социально-экономического воздействия (импакт-проектов). То есть застройщик передаёт инфраструктурные площади для организации в них социально значимых учреждений. Ключевой фокус внимания – создание вектора деятельности, направленного на максимальное раскрытие человеческого потенциала, а также построение социально-экономической системы, основанной на объединении в единое целое коммерческой и социальной составляющей деятельности для достижения целей устойчивого социального воздействия. В качестве примера Владимир Вайнер привёл появление в новых жилых комплексах сетей соседских центров. Именно в них предпринимательская деятельность соседствует с образовательной, спортивной, творческой, то есть формируется позитивное будущее как для каждого человека, так и в целом всего общества. Вот почему важна ресурсная поддержка и внедрение инклюзивного подхода в социально-предпринимательских проектах, находящихся в управлении Фабрики.

Владимир Вайнер

5
Основатель бренда LEFORM Родион Мамонтов раскрыл собственный секрет, как быть полезным людям, как важно обращать внимание к их потребностям, быть легкими на подъём. Открывшись в 1997 году, концепт-стор LEFORM стал первым и самым большим в Восточной Европе. Именно он представил москвичам ведущие бренды одежды, обуви, предметов дизайна. А ещё в своё время начал сбор средств в поддержку благотворительного фонда «Подарок Ангелу», который помогает детям с ДЦП и их семьям в лечении и реабилитации больных: 5% от суммы каждой покупки, оформленной в онлайн-магазине, перечислялись на счёт фонда, а на сайте был установлен специальный счётчик, показывавший, сколько средств удалось собрать. Далее под своё крыло были взяты и другие категории людей – сироты, многодетные семьи.

Родион Мамонтов

Основатель бренда LEFORM

6
По словам Ивана Карпушкина, технокультуролог, продюсер, сооснователь сервиса дистанционного сурдоперевода «Сурдо-онлайн», любой вид благотворительности, будь то персональная, корпоративная либо государственная поддержка, говорит о существовании модели устойчивости. И каждый бизнес должен включать в своей деятельности функции социальной справедливости, считать их исключительно профильным активом. Количество вовлечённых в общее дело людей – как благотворителей, так и тех, кому адресована помощь –делает общество сильнее, по настоящему гражданским. Компания Ивана Карпушкина долгие годы занимается высокотехнологичным социальным проектом, который уже применяют сотни тысяч глухонемых пользователей. Сервис дистанционного сурдоперевода «Сурдо-онлайн» проходит сегментацию – требуется десятки разных направлений, ведь сурдоперевод для разговора с фармацевтом в аптеке, например, существенно различается при общении с искусствоведом в музее. И работа эта продолжается.

Что сейчас могут делать компании, бизнесы, которые хотят помогать? Как сейчас они могут делать это максимально эффективно, даже при ограниченных ресурсах? Какие фонды можно выбрать в качестве постоянных партнёров? Какими реалиями надо руководствоваться, прежде чем запускать собственно благотворительную программу? Почему бизнесу не стоит делать всё самостоятельно, а доверяться непосредственно некоммерческим организациям, профессионально занимающимся благотворительностью, плотно держащим руку на пульсе ситуации людей, ради которых работают? Вопросов множество. И внимательно их рассматривать, уточнять, корректировать движение, наверняка, предстоит и в будущем. Главное, руководствоваться принципом: в благотворительности «заказывать музыку» должен не тот, у кого деньги, а тот, кому нужна помощь.


Иван Карпушкин

Технокультуролог, продюсер, сооснователь сервиса дистанционного сурдоперевода «Сурдо-онлайн»

Made on
Tilda