Исследовательский проект, посвященный девелопменту завтрашнего дня
ИНСТРУМЕНТЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ
СиСТЕМЫ
ИНСТРУМЕНТЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ
ФИНАНСИРОВАНИЯ В ДЕВЕЛОПЕРСКИЕ ПРОЕКТЫ
В рамках форума FORBES CONGRESS «Город. Человек. Будущее» состоялась сессия «Жилье для миллионов», участники которой обсуждали вопросы привлечения ресурсов для развития девелоперских проектов, чтобы иметь представление о том, какими будут жилые кварталы через 10-15 лет.

Антон Финогенов

Заместитель генерального директора Фонда «Дом.РФ», ответил на вопросы, касающиеся цен на жилье и привлечения финансирования для социального строительства.


Антон Финогенов

Заместитель генерального

директора Фонда «ДОМ.РФ»

Когда цены на жилье в Москве будут более доступны?
А.Ф.:
Цены на жилье в Москве упадут нескоро, так как у нас моноцентричное государство.

Все основные экономические процессы происходят в Москве, здесь концентрируются основные высокооплачиваемые рабочие места, и это отражается на спросе.
У девелоперов есть проблема: как привлекать финансирование для социального строительства, общественных пространств, то есть того, что не приносит немедленных денег? Выдают ли банки деньги в рамках проектного финансирования под такие проекты и как в этом помогает «ДОМ.РФ»?
А.Ф.:
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо уточнить, что входит в понятие городской среды.

Первая состовляющая - это базовая инфраструктура (социальная, транспортная, инженерная). Здесь есть механизм инфраструктурных облигаций, который появился в этом году, под 3% с гарантией региона после выплат по проектному финансированию. Это инструмент интересный, новый, хотя и не может сразу решить все проблемы. Но мы очень рассчитываем, что у нас, наконец, социальная и транспортная инфраструктура начнет вводиться в рамках первой очереди проекта, а не тогда, когда проект уже практически реализован.

Вторая составляющая – новые типы жилья, например, комплексное развитие в сфере ИЖС, то есть субурбии, на которые в последнее время вновь появился всплеск интереса. И здесь мы первые в Ленинградской области выдали проектное финансирование под индивидуальное жилищное строительство в рамках поселка. Важный момент - льготная ипотека под ИЖС, так как мы понимаем: чтобы населению это жилье было доступно, надо помогать инструментами ипотеки. Также у нас есть совместные проекты повторного применения с Минстроем. Это будут качественные проекты со сметными расчетами, прошедшие Главгосэкпертизу, чтобы цена квадратного метра была не выше 70-80 тысяч рублей за метр без отделки и без стоимости внешней инженерной инфраструктуры. Это цена для крупных англомераций, а в менее крупных центрах она может быть и ниже.

Третья часть – это общественные пространства – то, что связывает ткань города. Здесь мы – одни из основных авторов дизайн-проектов по регионам, у нас около 300 проектов в разработке. Часть из них мы помогаем регионам реализовывать. Ясно, что пока нет кредитных финансовых инструментов именно на реализацию проектов общественного пространства. ГЧП проекты общественных пространств встречаются, это, в основном, парки, но идут тяжело. Ясно, что нужно окупать частные инвестиции в благоустройства парка, поэтому начинается застройка этого парка коммерческими объектами, устанавливается платный вход. Все это крайне негативно влияет на качество таких проектов, на общественное мнение.
Какие основные тренды?
А.Ф.:
Наше мнение – приоритетно проекты общественного пространства должны интегрироваться в проекты комплексной застройки, как жилой, так и многофункциональной и тогда можно рассчитывать на частные инвестиции в их реализацию.

В ближайшие четыре года можно выделить несколько основных трендов.

1 – интегративность. Если есть крупный проект, то рядом есть общественное пространство, которое капитализирует и стоимость метра жилья, и стоимость коммерческой недвижимости в этом проекте.

2 – города должны перейти от создания отдельных точечных проектов благоустройства к зеленым каркасам. В рамках федерального проекта «Городская среда» с Минстроем и Минприроды мы прорабатываем такие пилотные проекты по созданию линейных объектов. Например, планируем в Липецке запустить такую историю вдоль долин двух городских рек.

3 – расширение целевых групп активных пользователей общественных пространств. Мы понимаем, что посетители общественных пространств – это, в основном, мамы с детьми, пока небольшая часть активно занимающихся спортом, иногда пенсионеры. При этом общественное пространство должно быть интересны и доступны всем возрастам. И здесь встает важный вопрос о поддержке малого бизнеса, который будет создавать эти сервисы в общественных пространствах.

4 – тренд на экологичность и интеграцию с природой, который пришел к нам в последнее время. Понятно, что в наших общественных пространствах чаще всего вопрос озеленения был вторичный. Сейчас специалистов крайне мало, но фактически мы сейчас позволяем целому ряду вузов через наши программы поддержки запускать образовательные программы, которые позволят создать кадровую базу, которая крайне необходима.

Made on
Tilda