Исследовательский проект, посвященный девелопменту завтрашнего дня
Храм равноапостольного великого князя Владимира в Тушине
Архитектура современных православных храмов должна следовать традиции
Автор: Александр Шевчук
Фото: СПИЧ / Андрей Белимов-Гущин
В начале декабря состоялось открытие и малое освящение храма в честь равноапостольного великого князя Владимира в Тушине. В торжественной церемонии, помимо духовенства и настоятеля храма Иерея Александра Кузнецова, приняли участие мэр Москвы Сергей Собянин, депутат Госдумы РФ, советник Патриарха Московского и всея Руси по вопросам строительства Владимир Ресин, представители корпорации «ЛУКОЙЛ», ФГУП "НАК России им. Чкалова" ООО «СЗ» «Стадион Спартак», Росимущества, ГК «ПИК» и других. По сути, с этого момента началась полноценная духовная жизнь в новом православном комплексе. Его создатель, известный архитектор Сергей ЧОБАН ответил на вопросы журналиста Александра Шевчука.
1
Как возникло и от кого исходило предложение вам заняться столь необычным, культовым объектом?

Предложение разработать проект храмового и музейного комплекса поступило в 2017 году одновременно от Леонида Арнольдовича Федуна, председателя наблюдательного совета ООО «Стадион «Спартак», и от Русской Православной Церкви. Задача заключалась в том, чтобы создать новый духовный центр не только для жителей «Города на реке Тушино 2018», но и для всех москвичей.

Сергей Чобан

Архитектор. Сооснователь архитектурного бюро СПИЧ
2

Вас хорошо знают по знаковым объектам Москвы, Санкт-Петербурга, европейских городов, и все они относятся к жилым зданиям, комплексам, деловым центрам и т.д. Для кого-то новый проект стал «неожиданным», видимо, потому, что им неведом был приобретённый ранее опыт проектирования культовых объектов…

Действительно, в Германии по моему проекту построена русская православная церковь Святого Георгия в Гетчендорфе. Сама тема проектирования объектов храмового зодчества всегда очень меня интересовала – в том числе и по личным причинам, поскольку мой прадед по материнской линии Александр Цветков был настоятелем православного храма, расположенного на севере от Петербурга. Потом он перебрался с семьей в Ленинград. И, к сожалению, как очень многие, погиб в блокаду от голода.
3

Храмовая православная архитектура имеет свои давние традиции – со своими школами, направлениями, региональными особенностями. Определённые коррективы в облик храмов и монастырей вносило и время их постройки. Очевидно, вам пришлось делать выбор стилистики будущего храма. Что приняли за основу? Насколько учитывались современные тенденции возведения церквей (программа храмового строительства в той же Москве)?

Храмовая архитектура действительно имеет разные школы, для меня основными являются Псковско-Новгородская и Владимиро-Суздальская. И если храм в Гетчендорфе сделан под большим влиянием Новгородской школы, то в работе над проектом в Тушино я ориентировался на перефразирование традиций Владимирской школы и ее главных жемчужин – Успенского и Дмитриевского соборов. Впрочем, в этом случае не менее важным источником для меня стала и знаменитая Церковь Вознесения Господня в Коломенском. Ее высокое шатровое навершие очень вдохновило нас при работе над проектом в Тушино, поскольку мы изначально понимали, что в этом месте необходим храм с острым силуэтом, способным «держать» открытое ландшафтное пространство.
4

К обычно возникающей дилемме «творчество-VS-экономика» в данном проекте невольно добавился ещё один аспект «православные каноны». Влияли ли нынешние условия функционирования подобных объектов с точки зрения церковных канонов на ваше видение будущего Храма? Что «лишнего» можно/нужно было добавить, от чего категорически отказаться?

Я убежден в том, что архитектура православных храмов должна следовать традиции, причем для меня особенно важно, чтобы это была традиция допетровской эпохи. Поскольку при Петре Первом линии псковско-новгородского и владимиро-суздальского зодчества фактически оказались прерваны резким переходом к интернациональным неостилям, хотя обладали поистине огромным художественным потенциалом, который, кстати, заметно позднее был активно использован конструктивистами. Вернулись к этой традиции лишь в начале XX века, в том числе архитекторы, работавшие в неорусском стиле, например, Алексей Викторович Щусев.

Особенно ценными художественными качествами этой традиции мне кажутся лаконичность декора, простота и сдержанность формы, и именно их я стремился воплотить в проекте храма Святого равноапостольного князя Владимира. Чрезвычайно важна общая градостроительная композиция этого комплекса, где три сооружения – звонница, сам храм и музей расположились на одной оси, а деревянная часовня поставлена ассиметрично ей, что является еще одной данью традиции градостроительной постановки русских православных храмов. Главной же инновацией проекта храма я бы назвал его очень впечатляющее внутреннее пространство – бесстолпное, взмывающее ввысь ярусами света.


Могу еще раз подчеркнуть, что не очень люблю переусложнённую архитектуру храмов, а предпочитаю объекты, обладающие определённой простотой и лаконичностью на фоне следования традиционным формам. Это относится и к форме купола, и к форме плана.
4

Позвольте поинтересоваться: как вы оцениваете появившийся в Тушино храмовый комплекс? Удовлетворены ли результатами своей работы? Кого бы отметили в помощи, содействии, поддержке его создания?

Мне кажется, это удачная работа. Которая была бы невозможна без участия и поддержки моих соавторов – архитекторов Игоря Членова и Антона Болдырева, а также, конечно, без того доверия, которое нам оказали Русская Православная Церковь, Леонид Арнольдович Федун и Андрей Арнольдович Федун.

Спасибо вам. Творческих удач.



фото предоставлены СПИЧ

Made on
Tilda