Есть ли жизнь за старыми фасадами«Города - это живой организм, и в процессе эволюции в нем возникают белые пятна в плане использования, потому что на территории есть и объекты промышленного наследия, здания в модернистском стиле, которые не всегда оценены по достоинству, и требуется их творчески и функционально переосмыслить, органично вписать в существующую ткань застройки, - комментирует основатель архитектурного бюро Wall Рубен Аракелян. - И здесь перед архитектором стоит определенный вызов - как сохранить историю места, память объекта, при этом создать экономическую выгоду для инвестора, девелопера, собственника.
У нас были подобные кейсы. Один из них оказался, на наш взгляд,
очень успешный в Казани, где мы реконструируем старую фабрику XIX века, которая является памятником федерального значения. Пошли по пути, когда поставили новое здание внутри существующего сооружения, таким образом сохранив старые фасады и материал как снаружи, так и изнутри, и при этом создав внутри довольно эффектный объект. То есть задачу архитектора определили следующим образом: образно говоря, встать на защиту качества городской среды, при этом придать будущему объекту умное, точное экономическое использование.
Соблюдать тонкий баланс между интересами бизнеса и человечностью среды, поверьте, очень сложно. Это как бы находиться меж двух огней: с одной стороны - давление бизнеса, с другой - давление общества. На самом деле – вокруг «огней» значительно больше, если сюда добавить и инвестора, и прессу, и коллег по цеху, которые тебя критикуют или возносят. Очень много разных социальных групп, с которыми приходится взаимодействовать, чтобы донести свою идею. Это самое сложное в сегодняшней профессии архитектора.
Любой жест в городе - некий месседж обществу, миру, о чем ты хочешь сказать, предложить некий сценарий жизни, другой образ существования. И это должно обязательно проявиться и в эстетике территории, зданий, павильонов, отдельных зон и так далее. Очень важны идея и месседж. Они и есть ключ к решению всех вопросов, как создать какую-то новую интересную историю в городе.
Любой новый проект - это всё-таки послание в будущее. И он будет реализован не завтра, а через несколько лет. И он должен быть актуален через сто лет. Объяснять в процессе, что со временем он приживётся и станет идентичностью, задача трудная. Классический пример - Эйфелева башня, которую изначально восприняли очень неоднозначно, а ведь это символ Парижа, без которой столицу Франции сложно себе представить!».