Исследовательский проект, посвященный девелопменту завтрашнего дня
АЛЕКСАНДР МАМУТ ПРО МИССИЮ ГОРОДА
Жители
Александр Мамут про миссию города

Photo by Alex Zarubi on Unsplash
На «Форуме Живых городов» Иван Вырыпаев побеседовал с Александром Мамутом, предпринимателем и миллиардером, членом совета директоров Rambler Group. Финансист рассказал о гуманности, культуре и прогрессе, о том, в чем видит главные качества города.
  • Александр Мамут
    Предприниматель
  • Иван Вырыпаев
    Режиссер
И.В.:
Как человек, который активно преобразовывает Москву, занимается строительством, дизайном, кинотеатрами, театрами и т.д., скажи, пожалуйста, что для тебя город, как таковой?
А.М.:
Город – это место, где мне больше всего интересно. Город состоит из этих бесконечных мест, и их в городе для меня существенно больше, чем в лесу, в поле или где-то еще. В таком городе, как Москва, очень много всего интересного. Слово «интерес» немного недооценено, а ведь именно оно сегодня описывает причины того или иного поведения, поступка, девиации.
И.В.:
Каким главным качеством должен обладать город?
А.М.:
Главный базовый принцип, которым должно обладать организованное людьми пространство – это гуманизм. Город должен быть гуманным. Жизнь человека должна быть приоритетом, возможности для раскрытия его способностей, пассионарности, трудолюбия, а также жизнь его семьи, детей. Уровень гуманизма – это уровень качества и уровень удовлетворенности человека жизнью в таком городе.
И.В.:
Сегодня ведется много дискуссий о самостоятельном управлении городом отдельно от страны. Насколько сегодня город может взять на себя эту роль?
А.М.:
Есть совершенно безоговорочный фактор – это время, это то, чему нельзя противостоять, и время ежечасно, ежедневно приносит новые технологии и изменения социокультурного уклада. Когда-то, мы же помним, все стояли около стендов на Пушкинской площади, читали наклеенные на щит газеты «Московские новости», передавали друг другу журнал «Огонек»... Сейчас есть Zoom, на который даже невозможно опоздать, потому что это не связано с транспортом: просто нажал кнопку в любом месте, и ты собрал большое количество приятных, интересных тебе людей. Технологии. И в этом случае, когда каждый сам себе медиа, когда каждый сам себе выбирает повестку, ты можешь общаться с депутатами, мэрами, с разными уполномоченными людьми, вступать с ними в диалог, и, в зависимости от качества этого диалога, где-то будет меняться жизнь. Люди будут голосовать за это своей новой мобильностью, они будут переезжать туда, где им хорошо, уезжать оттуда, где им плохо, но, тем не менее, вот этот диалог между горожанами и теми, кто на сегодняшний день управляет городами, он будет происходить. От него не уйти, потому что так развились технологии, такое время наступило, так люди теперь себя ведут.

Любое развитие содержит в себе конфликт. Это всегда борьба архаики с наступающим будущим. Весь вопрос в том, каким образом этот конфликт решается. Старое должно быть достаточно мудрым, чтобы понимать, что наступающее будущее – неминуемо. Должен быть диалог о том, как модернизировать городскую жизнь, но, тем не менее, внутри этого диалога, конечно же, есть конфликт, потому что это борьба нового со старым.
И.В.:
Какое влияние окажет пандемия на развитие городской структуры, в том числе культурной, развлекательной?
А.М.:
До пандемии ничто не предвещало такого кардинального изменения нашего социокультурного поведения, мы готовились к новым спектаклям, открывали новые кинотеатры, но вдруг случилась такая беда. Мы находимся в состоянии довольно тяжелой эмоциональной реакции на случившееся, карантин на всех сказался чрезвычайно депрессивно, но это пройдет. Мы вернемся на стезю прогресса и поступательного движения вперед.
И.В.:
В городе открывается много учреждений, шашлычных, пивных. Каждый может арендовать помещение и сделать все, что он хочет, в том числе негативные, вредные объекты. Как можно внутри города регулировать повышение его внутренней культуры? Нужно ли для этого специальное объединение или программа?
А.М.:
Я бы не налагал на бизнес каких-то дополнительных обязательств, потому что ему и так очень нелегко, и так он под диким прессом. Очень важно для того, чтобы город был гуманным, точно понять миссию города. С моей точки зрения, главная миссия города – это не дать человеку пропасть. Это такое пространство, где ты найдешь медицинскую помощь, где ты можешь получить образование, создать семью, встретить друга, любимого человека, клевых друзей, клевые занятия.

В высоком смысле, главная миссия города – это обучение. Время в постиндустриальную эпоху течет быстрее, информационный обмен мгновенный, и человеку нужно беспрерывно меняться для того, чтобы быть востребованным, актуальным, чтобы быть при профессии. Поэтому город – это в широком смысле университет, который помогает обучиться, получить профессию, перепрофилироваться. У города есть разные возможности, курсы: какому-то софту тебя могу выучить за выходные, а что-то в городе ты можешь найти, что длится год или полгода, или поступить в какой-то университет. И чем качественнее, актуальнее это намерение учить и сохранять, не давать человеку пропасть, тем лучше будем становиться мы, горожане. Может быть нам уже не потребуются эти бизнесы – шашлычные, пивные. Они будут не так востребованы и постепенно заменены чем-то другим.

«

С моей точки зрения, главная миссия города — это не дать человеку пропасть.


»
И.В.:
У кого сейчас контрольный пакет города – у технологий или у культуры? Кто больше влияет?
А.М.:
Синоним культуры в моем понимании – это цивилизация. Культура представляет собой пережитый цивилизацией опыт, который так или иначе переработан, стратифицирован. Важно, делаем мы выводы или нет, правильные мы делаем прогнозы или нет. Сегодня мы видим будущее отчётливо, а не как в детстве я думал, что восьмидесятом году будет коммунизм, и я буду весь в белом идти среди каких-то высоких зданий. Этот бесконечный переживаемый цивилизационный опыт – это и есть культура. Мы все в этом пространстве. И оно, конечно, является главным, оно доминирует, потому что в нём создаются ценности, в нём создаются образы мечты, идеалы будущего.
И.В.:
Москва становится все больше и больше по размеру. Есть ли такая граница, больше которой город не должен быть?
А.М.:
Есть разные типы формирования гигантских мегаполисов. Условно говоря, в Китае создаётся агломерация 100 миллионов человек – это много. Создаётся путём соединения близстоящих городов высокоскоростными поездами с Шанхаем в центре. Если, например, ехать от Москвы до Питера 15 минут, то это, считай, один город. Сейчас ты на метро за 15 минут доедешь только лишь до какого-то центрального района; а если что-то такое произойдет, что 15 минут до Питера, – это уже прогресс. А если по дороге ещё и остановки есть, то это пространство растет, что и делает Китай. Компактное проживание сервисной истории, сервисной экономики, это выгодно. А какие-то агломерации создаются по-другому. Москва, например, не расширяется, а какие-то области к ней медленно движутся. Балашиха, в которой живёт 1,5 миллиона человек, приближается к Москве и приближается – так вот могут создаваться города естественным путём. Людям хочется туда, где есть разнообразие, и это разнообразие недалеко, где есть всё и рядом. Мы сейчас обсуждаем, выдумываем систему центроферии, создания такого качества жизни больших городов, как в центре. Ну, пока обсуждается. Поэтому я пока не вижу, где границы городов, потому что город обладает таким историческим магнетизмом. Он не вчера сложился, а уже много, много лет этой тяге человека к городу.
И.В.:
Не превращается ли вся Россия в один большой город, если границы уже стираются?
А.М.:
В городах сейчас живёт 76% населения России, и оно потихоньку прирастает, это такой же процесс, как и старение населения, то есть это объективный фактор. Главное, что это не только российский какой-то феномен. Всё то же самое происходит в Европе, в Америке, в Азии – растут города, и это факт. Всё это стремление человека к разнообразию, доступному, близкому…так что просто нужно исходить из этих обстоятельств.

Город – чрезвычайно сложный объект для управления. Я не знаю ничего более сложного, чем управление городом. 365 дней в году, 24 часа в сутки, непрерывно, люди в Москве должны перемещаться, успевать на работу, они должны быть защищены. Это безумно сложная задача. Ещё возникает дикая непредсказуемость с точки зрения всяких климатических условий: выпадение месячных норм осадков за два часа – ну, это же явная аномалия. Подготовиться к климатическим изменениям городу очень сложно. Как можно, например, приспособиться в Риме? В Риме вообще нельзя копать: там везде ЮНЕСКО, везде памятники. Задачи, которые стоят перед городом и обязательства города перед горожанами чрезвычайно сложные, и это стоит понимать, учитывать и что-то придумывать, предлагать.
И.В.:
В чём двигатель прогресса развития города?
А.М.:
У города должен быть план того, каким он должен быть через 15-20 лет. Если плана нет, то развитие будет хаотичное, без точности, без согласования с горожанами, местной властью в целях блага. Какими мы себя видим через 15 лет? Кем мы хотим быть? Имея в виду, что мы имеем «ребёнка», который недавно родился, два, три года – вот с ним мы как поступим? Что такое план? План – это, в конце концов, не «коллайдер», это работа, которая должна быть выполнена квалифицированными людьми, местными архитекторами, краеведами, просто неравнодушными горожанами, умными людьми, учёными, профессорами местных институтов, университетов. Вот, у меня был такой случай в жизни, когда я запутался и пошёл к умному человеку посоветоваться, как мне быть, как мне в такой сложной ситуации поступить, а он у меня спрашивает: план у тебя есть? Я ответил, что да, есть. Он сказал: действуй по плану. Вот, всем хочу посоветовать, чтобы у всех вас был план, и вы по нему действовали, если это действительно вас беспокоит.
И.В.:
Какова роль институтов искусств, должны ли они больше развиваться?
А.М.:
Из известных мне способов постижения или узнавания будущего я знаю только два: искусство и наука. Наука – это вообще вещь сложная. Для того чтобы понимать, что говорят учёные, нужно самому немного разбираться, читать книги, а искусство в этом смысле немного доступнее. Оно ни в коем случае не лёгкий «фастфуд», но, тем не менее, искусство может в той же мере начертить идеалы и показать будущее. Потому что фантазия художника, его талант, творчество писателя, драматурга – это способ познания будущего. И в этом смысле чрезвычайно полезно. Как это происходит в каждом городе? Везде по-разному. Тут нет такого универсального рецепта. Идеальный рецепт – это то, что у города должен быть план, город должен быть гуманным, ведь самое разнообразное искусство помогает это будущее понять, видеть и, в каком-то смысле, объединить людей.
И.В.:
Есть два основных вида управления городом – это регулирование или предоставление условий. Управление городом больше сводится к администрированной сфере, или нужен какой-то характер управления?
А.М.:
При условии того, что город человекоцентричный, я за строгий административный регламент. Объясню почему: город – это административный регламент, это очень сложная среда. Вот, представь себе, что существует какой-то участок, и он кому-то принадлежит. Хозяин решил построить 32-этажный жилой дом, и нет регламента, который мог бы ему запретить это строить. Он что-то согласовал, напридумывал, нарисовал и построил 32-этажный дом, и он убил всю округу этим своим домом. Кому-то он закрыл вид из окна, кого-то он лишил нормального покоя, возможности тихо сидеть на лавке у себя во дворе, кому-то он создал транспортные заторы, потому что возникло дикое количество машин. Еще раз: нужен город со сложным регламентом. Уточню, что регламент – это не когда жена мэра решает, где будет построен центр, а это регламент, который учитывает интересы абсолютно всех жителей. Чем строже регламент в городе, тем он успешнее. Вот есть, например, в Европе много таких городов: ты не можешь построить дом выше 8 этажей. Потому что считается, что мать не увидит гуляющего ребенка во дворе. Если она его не увидит, она его не выпустит, а значит, у него нет места, где гулять, то есть вообще нет двора. Нет вот этой культуры, где сидят бабушки, следят за внуками, подростки постарше в футбол играют или курят тайком, ну и так далее. Поэтому я за строгий регламент, но этот регламент должен быть регламентом гуманного города.
И.В.:
Сейчас ты реконструируешь кинотеатр «Художественный», один из старейших в России, как все проходит?
А.М.:
Мы еще находимся в завершающей стадии, нам предстоят еще несколько месяцев напряженного труда прекрасной этой компании «Сбербанк Девелопмент», которая очень качественно делает очень сложную работу. Потому что в здании девятьсот девятого года постройки мы пытаемся сделать современный, технологичный, удобный для москвичей кинотеатр. По мере какого-то отчетливого, видимого прогресса я щедро поделюсь с вами какими-нибудь фотками, когда там будет, что показать. С радостью это сделаю, но пока боюсь сглазить. Хорошо все двигается, и ничего не снесено, все там сохранено, правда все всё увидят, но нам еще надо поработать.
Made on
Tilda